Welcome, Guest. Please login or register.

Автор Тема: River Дайвинг  (Прочитано 4866 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн smaile

  • Только вперед!
  • spearfishing club Odessa
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8384
  • Карма: 723
River Дайвинг
« : 27 Январь 2010, 20:35:16 »
Вот стало интересно распространен  ли у нас дайвинг в реках.
Ведь если взять некоторые крупные реки то у нас во время второй проходили бои, в частности на Днепре , ведь там тоже могут быть своего рода затонувшие объекты интересные.
но на течении и условия плохой видимости делают погружения опасными , и требующие от дайвера определенной подготовки.
Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре - что мало любили и мало путешествовали.
--------------------------
Пока есть цель, жизнь продолжается

Оффлайн strizh

  • Охотник
  • ****
  • Сообщений: 164
  • Карма: 76
Re: River Дайвинг
« Ответ #1 : 31 Январь 2010, 01:32:55 »
 :js помимо очень хорошей подготовки как физической :hz :vodka, так и технической  :56r(дело то очень опасное :skull), ещё как минимум нужно иметь доступ к военным :pogran архивам :clo или у ветеранов  :fw повыяснять, что бы знать :ew где, чего :hmm искать!!!
Не бегай от снайпера - умрешь уставшим!!!!

Оффлайн smaile

  • Только вперед!
  • spearfishing club Odessa
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8384
  • Карма: 723
Re: River Дайвинг
« Ответ #2 : 31 Январь 2010, 09:26:50 »
Дружище тебя не покидает мысль найти клад? :1 :1 один звонок Медведеву  думаю решит все наши вопросы на счет карт :ya
Технические моменты думаю решим ;D
Есть информация по некоторым объектам на Днепре, но некоторые не больших глубинах очень.
Весной посмотрим. :gog
Вот интересную статью нашел на просторах интернета

ДРЕВНЯЯ ТАЙНА  ДНЕПРА
Летом 1971 года наша экспедиция продолжала поис¬ковые работы на Днепре у острова Хортица. К этому времени коллекции уникальных находок, обнаружен¬ных на дне реки и поднятых аквалангистами, могли бы позавидовать самые удачливые археологи. Среди нахо¬док, были предметы инвентаря, состоящие из множест¬ва фрагментов керамики, каменного молота и рога би¬зона. Историки датировали их медно-каменным веком. Найдены были также мотыга, изготовленная из рога оленя, большой — 2,4 метра — фрагмент челна, выдол¬бленного из дуба, а также части античной амфоры.
Ядра, кованые якоря, детали парусного судна — вот далеко не полный перечень находок, относящихся к пе¬риоду русско-турецкой войны 1735—1739 годов. Сотруд¬ники Государственного историко-культурного заповед¬ника запорожского казачества и областного общества охраны памятников истории и культуры, поддержавшие нашу экспедицию, чрезвычайно высоко оценили эти находки.
 Однако в то время мы даже не предполагали, что самое интересное у нас еще впереди и Днепр откроет одну из своих сокровенных тайн, поистине поражающих воображение.
…21 июля во время очередного сеанса радиосвязи с труппой  аквалангистов,  работавших  в  маленькой  бухточке острова Хортица, в устье балки Наумовой, во гла¬ве с Вячеславом Власовым и Владимиром Николаевым, было получено сообщение: на дне Днепра обнаружены: занесенные песком детали каких-то судов… Кладбище затонувших кораблей, в трюмах которых, возможно, со¬хранились уникальные предметы, — это ли не наход¬ка!     
Несколько  ранее  мы  познакомились  с документом, датированным  1883 годом. Историк Д. И. Яворницкий в тот год записал со слов старожила острова Я. Я.Куппа рассказ о случае, происшедшем с ним. «Мне было тогда  17 лет, — рассказывал Я.Я. Купп, — однажды пошел купаться к руслу Старого Днепра. Пришел на берег. И вдруг — что за чудо? — смотрю, стоят какие-то   суда,  длинные,   хорошо   сколоченные.   Посчитал — оказалось   их   семнадцать.
Я сбрасываю с себя платье и плыву к судам. Оказа¬лось, что они больше чем на половину занесены песком: и над водой выдавалась только их верхняя часть.
Было это в то лето, когда вода в реке резко упала…»
Познакомившись с этим документом, мы тщательно обследовали дно Днепра в том месте, которое
указыва¬лось в приведенной выше записи, однако никаких судов тогда не обнаружили. Вторично мы вели в этом же ме¬сте  подводные  поиски  в сезон  экспедиции  «Скиф-71». Дело в том, что в связи с началом строительства Днепрогэса-2  река  изменила  свой  режим:   большая    часть весенней  воды  была  направлена  в  исследуемое    нам русло. А это существенно изменило рельеф дна и созда¬ло условие для «повторения» события  1840 года, о ко¬тором поведал документ, — «вода вынесла много песка из русла реки». И вот   показались суда,    скрытые    до того   в   толще   песка.
Грузим в баркас акваланги, гидрокостюмы, фонари, и прочее снаряжение. Торопимся. Мотор вот-вот взор¬вется, а нам всем кажется, что наше судно слишком медленно идет к заветной бухте, хотя Николай Романов, исполняющий на этот раз обязанности «кэпа», привел-баркас в бухту вдвое быстрее обычного.
Но вот мы в бухте. Я и Евгений Спинов    надеваем акваланги, готовимся к спуску на дно Днепра. Под во¬ду первым уходит Евгений, я следую за ним. Включаю фонарь: на глубине в 6 метров практически уже ничего не видно. Погружаемся все глубже и глубже. Неожи¬данно появляется дно, пес¬чаное и совершенно чистое. Довольно круто оно уходит вниз. Евгения не видно, но он где-то рядом — слышу, как работает его аппарат. Проплываю метров семь вдоль склона и натыкаюсь на три больших камня, об¬росших острыми ракушка¬ми. Сворачиваю влево и проплываю, еще несколько метров, осматривая дно пря¬мо перед собой и далее вниз по склону. Ничего… Решаю спуститься поглубже, и в этот момент, повернув голо¬ву влево, буквально перед самым носом в луче фонаря вижу шпангоут, торчащий из песка почти на метр! Чуть наискосок к нему по склону в полумраке желтова¬то-зеленой придонной воды еще один шпангоут.
 Всего я насчитал их восемь, дубовых шпангоутов. Последний находился на глубине 8 метров и выгляды¬вал из песка на 20 сантиметров, а глубину у первого глубиномер показывал 11 метров. Тут же виднелась обшивка из толстой дубовой доски. Сомнений быть не мо¬гло — это судно. Период его постройки ясен: шпангоу¬ты буквально «усеяны» коваными гвоздями. Такие гвозди — особенно частая находка на остатках укреп¬лений Запорожской судоверфи, существовавшей в этом районе Днепра в русско-турецкую войну 1735—1739 го¬дов.
Подумать только: судно пролежало под водой почти 250 лет. Несомненно, что это одно из тех судов, о ко¬торых в первой половине XIX века упоминают в своих трудах исследователи Запорожья. Воображение рисо¬вало его уже раскопанным, поднятым, реставрирован¬ным и выставленным в самом большом зале музея на острове Хортица вместе с пушками и прочим оружием, которое мы, несомненно, найдем на судне! Я чувствовал себя если не Жаком-Ивом Кусто, то уж Робером Стенюи точно. На радостях начал даже что-то напевать.
Неожиданно из мрака возникает луч еще одного фонаря. Это Женя. Улыбаясь глазами, он что-то буб¬нит в загубник и широко разводит руки, имея в виду не то размеры найденного судна, не то объем работы, ко¬торая теперь нам предстоит. Ну, что ж, мы сами ее искали!
Женя приглашает следовать за ним и, судя по те¬чению, направляется в северную часть бухты. Метров через 20 он остановился и я, приблизившись, увидел еще два дубовых шпангоута. Осмотрев вместе еще раз все торчащие из песка детали судов, мы пожимаем друг дугу руки и всплываем. Наверху нас ждут товарищи. Мы рассказываем им о находке и видим, как глаза за¬гораются   у   ребят.
Несколько дней ушло у нас на установку понтона с помпой над местом находки, а также на разметку участ¬ка подводного раскопа. Но вот все готово. Первым в подводный раскоп спускается аквалангист Виктор Ка¬пустин.
— Включайте помпу! — просит он по телефону. Через   15  минут  Виктор  всплывает, держа  в  руках ядро, которое он нашел между сосновыми досками внут¬ренней и внешней обшивок судна. Нашему ликованию не   было   предела.
Однако оказалось, что успешная работа помпы по размыву песка сводилась на нет, так как в течение ко¬роткого времени снова песок сползал по склону. При¬шлось установить защитную металлическую стенку в верхней части размыва. Благодаря этой стенке, длиной 6 метров и высотой почти 2 метра, укрепленной вбиты¬ми в дно металлическими прутьями, стало возможно проведение   раскопок   судна.
После того как над судном и вокруг него был снят основной слой песка, мы приступили к очистке от песка его самого. Причем в разных местах были найдены два ядра, четыре штыка, два кремневых ружья, свинцовые пули, шрапнель, судовой багор и палаш, на лезвии ко¬торого сохранился год изготовления — «1726».
Подводные раскопки судна продолжались почти ме¬сяц. Одновременно проводились его обмеры, составле¬ние плана, фотографирование. В процессе работы выяс¬нилось, что раскапывается передняя часть судна. Она лежала на дне реки носом к берегу на глубине 10 мет¬ров на самом краешке подводного обрыва.
Полностью освободив судно от песка, его подняли. Для этого использовали мощный плавкран, выделен¬ный для этой цели дирекцией Запорожского судостро¬ительного завода. 3 сентября находку подняли со дна реки и осторожно перенесли на песчаный берег острова Хортица. Уже на берегу в судне были обнаружены де¬сяток свинцовых пуль, шрапнель и бронзовая с позоло¬той   пуговица.
Найденная часть судна довольно хорошо сохрани¬лась. Ее размеры: длина 6,5 метра, высота 2,5 метра, ширина — 3,5 метра. Если учитывать, что длина носовой части у таких судов составляет 1/3—1/4 часть всей длины, то общая длина судна, при его ширине 4 метра была более 20 метров. Основные исследования еще впереди, но уже сейчас ясно, что это судно парусно-гребного типа. На внутренней стороне левого борта имеется три кованых железных кольца диаметром 10—12 санти¬метров, которые укреплены в корпусе с помощью же¬лезных крюков. Такое же кольцо находится и в носу. В том, что    это    приспособление    для крепления    парусов, сомневаться не приходится, поскольку в передней части судна сделано квадратное отверстие для крепле¬ния   одной   из   мачт.
Найденная носовая часть судна интересна тем, что почти все ее шпангоуты разных размеров и разной кон¬струкции. Если первые, которые находятся в самом носу, изготовлены из двух дубовых частей значительной тол¬щины, то те, которые расположены ближе к середине суд¬на, составлены из трех частей: нижняя — из дуба, а верхние   —   из   сосны.
Судно с внутренней и внешней обшивкой. Внутрен¬няя обшивка выполнена целиком из сосновых досок, а внешняя имеет вверху две сосновые доски, а все осталь¬ные   —   дубовые.
На левом борту хорошо сохранилась швартовая тум¬ба — пал, сделанная из толстого дубового бруса. Рядом с ней, дальше от носа, место для пушки. Подставка для нее изготовлена из толстого — 24х27 сантиметров — ду¬бового бруса, который укреплен вертикально. В верхней части его сделано отверстие диаметром 6 сантиметров и глубиной 30 сантиметров, окованное железом. Кроме того, сам брус в верхней его части также окован двумя ко¬ваными полосами. На такой подставке судовая пушка крепилась   с   помощью   вертлюга.
Еще одна интересная деталь имеется на внешней верхней части носа судна — небольшой дубовый блочек. Следы от каната, найденные рядом с ними на корпусе суд¬на, помогли понять его назначение. Блочек обеспечивал спуск якоря  в  носовой  части  судна.
Найденные на судне оружие и вещи дают возмож¬ность уверенно датировать находку событиями русско-турецкой войны 1735—1739 годов. В то время у острова Хортица находился русский флот в связи с существова¬нием Запорожской судоверфи. Скорее всего, суда были оставлены во время внезапного отступления русских войск и отрядов запорожских казаков, которые прини¬мали участие в войне в составе русской армии. Именно тогда из-за невозможности перегнать их через пороги су¬да и были, видимо, взорваны и затоплены. В пользу это¬го предположения свидетельствуют следы пожара на ко¬рабле.
Тот факт, что место находки в бухте, образованной устьем балки Наумовой, совпадает с местом, где более ста лет назад были найдены другие старинные суда, да¬ет право считать, что, несмотря на всю сенсационность гидроархеологических исследований лета 1971 года, на Днепре у острова Хортица много интересного еще ожи¬дает нас — археологов    с аквалангами.

« Последнее редактирование: 31 Январь 2010, 12:57:21 от smaile »
Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре - что мало любили и мало путешествовали.
--------------------------
Пока есть цель, жизнь продолжается

Оффлайн smaile

  • Только вперед!
  • spearfishing club Odessa
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8384
  • Карма: 723
Re: River Дайвинг
« Ответ #3 : 31 Январь 2010, 13:10:25 »
Два корабля подводного археолога Нефедова

Какие тайны скрывает седой Днепр? Что ищут на его дне подводные археологи и что они называют историческими находками? Почему российский музыкант Андрей Макаревич собирал деньги для исследователей речного дна и кто стал «крестным отцом» запорожской «чайки» и бригантины?

На эти и другие вопросы «2000» отвечает руководитель Запорожского филиала украинского Института подводных исследований и филиала «Южгидроархеологии» Валерий Нефедов.

Сокровища запорожских казаков — мифы или действительность?

— Валерий Вячеславович, подводная археология — ваше призвание или профессия?

— Наверное, все-таки призвание, которое потом становится профессией. По крайней мере у меня так и получилось. Я с шести лет днями пропадал на Днепре. Как-то идем с отцом по берегу, смотрим — палатки стоят, люди с аквалангами. Отец объяснил мне, что это археологи, они ищут затонувшие корабли. И это отложилось в моей памяти. Школьником посещал клуб «Посейдон», где многое узнал о подводных исследованиях. Сначала история и археология для меня шли как бы параллельно. А потом слились воедино.

— Когда появилась в Запорожье подводная археология?

— Первые подводные исследования в районе Хортицы начались в ноябре 1968 года. А первая экспедиция «Скиф» была организована в 70-е. В 80-е годы ее переименовали в ЭПАР — экспедицию подводно-археологических работ. Это были по тем временам серьезные исследования. В 1971-м обнаружили и подняли с днепровского дна носовую часть судна периода русско-турецкой войны 1735 — 1739 годов. В истории подводной археологии это важная находка.

— Но этой части судна сегодня в Запорожье нет!

— К сожалению. Тогда у нас не было специалистов по консервации таких объектов. Самое простое — поднять что-либо со дна. Сохранить — посложнее будет. Часть судна извлекли, и она на воздухе без консервации стала разрушаться. Решили находку закопать на берегу. Когда-нибудь мы сможем ее реставрировать.

— Что еще в Днепре обнаружили?

— Во-первых, корабельные якоря. В местном краеведческом музее и в музее Национального заповедника «Хортица» хранится много якорей первой половины XVIII века. Мы были в военно-морском музее в Петербурге. У них ничего подобного нет. Много находок было, кроме якорей, — от эпохи неолита до XIX века. Представлены практически все культуры этносов, обитавших в нашем регионе.

— А драгоценности встречаются под водой?

— Для археологов якорь, изготовленный на Ладоге или где-нибудь на воронежской или киевской верфях, гораздо ценнее, чем какое-то золотое изделие.

Если говорить о драгоценностях, то была интересная находка — серебряная золоченая дарохранительница, которую обнаружила в Днепре экспедиция доктора исторических наук Шаповалова. Сейчас она хранится в заповеднике «Хортица».

— А как насчет несметных сокровищ запорожских казаков? Якобы они где-то на Хортице или в Днепре спрятали горы драгоценностей, захваченных в турецких городах...

— К сожалению, ничего подобного мы не находили. Пожалуй, это действительно мифы.

— А может, плохо искали?

— Нормально искали. На одной подводной территории работаем уже несколько десятилетий. Там, где имеется локальное скопление подводных комплексов, у нас создана подводная сеть реперов, к которым мы привязываемся. Репер — это точка, относительно которой проводится съемка местности. Ну и без подводной карты не обойтись.

— На какой глубине работаете?

— На разных. В 1990 году я нашел древнегреческую амфору на глубине около 10 метров, в песчаных отложениях. Сегодня в том месте глубина Днепра уже 18 метров. Смыло 8 метров песка. Дело в том, что песок под водой напоминает жидкость. Пагубно влияет на реку добыча песка в старом русле Днепра. Его добывают в одном месте, он сносится в другое. Это связано с нарушением гидрорежима реки, со строительством водохранилища.

Находки подводных археологов

— За 40 лет работы запорожские подводные археологи смогли чем-то удивить ученый мир?

— Думаю, примером может служить проект «Запорожская бригантина». Вообще во время подводных исследований у острова Хортица выявлен огромный пласт нашей истории.

— Казацкая «чайка», которую вы нашли, к этому пласту относится?

— Конечно! Подобных проектов даже в России нет. Системных исследований на таких объектах и в Украине не проводилось.

— «Чайку» обнаружили случайно?

— Приезжаю как-то один на то место, где мы уже обследовали акваторию Днепра. Погружаюсь, делаю 3 — 4 шага по дну и буквально проваливаюсь в огромную яму. Ее здесь раньше не было. Это случилось под обрывом, на глубине метров шесть. Опускаюсь ниже, на глубину девять метров, и открывается невероятная картина — корма судна, великолепно сохранившаяся. Не мог глазам поверить. Гвозди XVIII века, конструкция судна — тоже. Все соответствует! Это была казацкая «чайка». У меня была мечта — найти корабль. И я его нашел!

— А до этого что-то ценное попадалось?

— Еще студентом нашел на днепровском дне старинную амфору III — IV веков до нашей эры. А найти судно — это вообще невероятно. Потом спустились, обследовали, сфотографировали. Тогда у нас еще не было видеокамер для подводных съемок.

— Нашли, но поднимать не торопились...

— Да, находка еще целый год покоилась под водой. Представьте, тогдашнее руководство заповедника «Хортица» ставило нам палки в колеса! До сих пор не могу понять — почему.

Объект, можно сказать, мирового значения. Судно построено на Запорожской верфи в первой половине XVIII века. Уникальный, бесценный объект. Если бы подключился руководитель заповедника Крапивко, можно было бы тормошить Министерство культуры.

А он вызвал меня и говорит: «Нефедов, зачем тебе это надо? Давай засыплем его песком и включим в план на 2010 год». Я возражал: «Он же не сохранится. Нельзя так делать». После этого у нас, археологов, начались неприятности.

— Вместо премий?

— Премии получали те, кто был ближе к начальству. А мой отдел как неугодный всегда отодвигали.

— Но вы же добились своего и «чайку» подняли?

— Благодаря проекту «Запорожская чайка». С одной стороны — работы проводились под эгидой Института археологии, он был как бы государственный. С другой — как бы общественный, потому что финансировался на общественных началах.

— Кто же стал «крестным отцом» «Чайки»?

— Директор Запорожского культурного центра «Хортица» Валерий Козырев. Потом подключились «Общество имени Якова Новицкого», историки Запорожского университета, краеведы. Помогли также народные депутаты Бастрыга и Кучеренко, некоторые предприятия. А казаки даже обеды нам привозили на место работ.

— Вытащили судно без проблем?

— Не совсем так. В апреле 1999 года был сильнейший паводок. Он смыл часть территории острова Хортица шириной 20 и длиной около 100 метров. Когда я это увидел, подумал, что «чайку» разрушило и унесло водой. Ходил, переживал — проверить не было возможности. Потом выяснилось, что все обошлось.

«Чайка», бригантина и Макаревич

— «Дом» для судна где вы нашли?

— С помощью Козырева и директора алюминиевого завода Бастрыги ангар построили на Хортице. Туда «чайку» и поместили. Благо мы имеем большой опыт по консервации мокрого археологического дерева. Дело в том, что деревянный предмет, длительное время находившийся под водой, претерпевает структурные химические изменения. И при высыхании трескается. «Чайку» пришлось законсервировать.

— Ваша же экспедиция обнаружила и бригантину?

— Наша. В 30 метрах ниже места обнаружения «чайки». Это судно было открыто намного больше. Мы увидели целый лес корабельного дерева. Там лежали еще несколько корабельных комплексов, но сильно поврежденных.

— В этом месте на Хортице верфь была?

— На прилегающей к острову Байда территории была когда-то военная база, стоянка судов и место их строительства. Согласно документам на Запорожской верфи строились или достраивались 16-баночные (банка — место) галеры, 20 или 40 единиц. И ряд других кораблей.

— Это какое время было?

— По документам — 1739 год. Уже война закончилась, у Хортицы находилось около 350 судов различного типа — галеры, бригантины и т. д. Остров был базой флота, который пришел из-под Очакова. В том месте, где мы нашли «чайку» и бригантину, суда стояли один к одному. Очень высокая плотность была.

— Почему суда затонули именно в этом месте?

— Наша версия такая. К Хортице они поднимались после окончания войны с Турцией. Дальше по Днепру пойти не могли — мешали пороги. Переправлять их через пороги было сложно. Но случилась эпидемия чумы. Очень много людей погибло. От чумы умер и адмирал Наум Синявин, командовавший флотом. За судами просто некому было смотреть.

— Почему найденная бригантина 5 лет пролежала на дне Днепра?

— Не было денег. Мы нашли судно в 1999 году. Как ни бились, Министерство культуры нас не поддержало и не профинансировало подводные работы и подъем.

— А власти Запорожья?

— Ну, их обвинять нельзя, потому что памятники такого уровня — компетенция государства, а не муниципалитета.

— Хоть чем-нибудь центральная власть помогла?

— Ни первая, ни вторая экспедиции государством не финансировались. Если бы бригантину подняли сразу, ее сохранность была бы на десять порядков выше. К бригантине уже и «черные археологи» начали подбираться, пытались оторвать элементы судна...

— Кто в Киеве должен был вам помочь?

— Академия наук, которой мы подчиняемся. Она нас морально поддерживала, но материально помочь не могла. Мог бы пособить Минкульт, но... Наша группа вынуждена была уйти из заповедника. В 2004-м мы создали Запорожский филиал Института подводных исследований и начали работать. В частности, «чайкой» занимались. Директору Крапивко некуда было деваться. После того как Виктор Ющенко побывал на Хортице, пошло финансирование.

— Говорят, на проекте отмывали деньги.

— Нет, этого не было. Когда нам все отказались помогать, приехал Андрей Макаревич. Для своей телепрограммы «Подводный мир Андрея Макаревича» он захотел снять сюжет на Днепре. Я отправил ему видеосъемку о бригантине. Он загорелся, приехал в Запорожье. Хотя видимость была плохая, спустился под воду, осмотрел объекты. А как увидел «чайку», сказал: «Я приложу все силы, чтобы сохранить бригантину». Я не поверил, но он действительно помог. Давал благотворительные концерты, создал фонд «Запорожская бригантина».

— И появились спонсоры?

— Да, Макаревич пробудил интерес к проблеме. Очень помог глава корпорации «Интерпайп» г-н Пинчук, российские предприятия. Дело пошло. Экспедиция была очень серьезная. Благодаря Макаревичу мы получили и нормальные подводные костюмы. До сих пор в них работаем.

— Долго бригантину откапывали?

— Около 25 тысяч кубов земли вытащили. Сейчас это судно в нормальном состоянии. Рядом с «чайкой».

— Когда-то вы мечтали найти корабль. Нашли. А теперь что искать будете?

— На том же месте нами обнаружены еще семь корабельных комплексов. Хортица вообще уникальное место по насыщенности археологическими памятниками. Так что работы хватит.
Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре - что мало любили и мало путешествовали.
--------------------------
Пока есть цель, жизнь продолжается

Оффлайн 1013ihtio

  • Подвох
  • **
  • Сообщений: 16
  • Карма: 4
Re: River Дайвинг
« Ответ #4 : 10 Апрель 2010, 18:36:15 »
Вот стало интересно распространен  ли у нас дайвинг в реках.

Дайвинг на Днепре Есть!
Увы красоты его, приходится домысливать в голове, видимость 1,5 - 2 метра обычно считается стандартной.
Исключение составляет 2-3 месяца зимы и ранней весны, 5-8 метров, в отдельные дни под 10.
Частично это связано с течением, а оно зависит от работы ГЭС, у нас в Запорожье  это не предсказуемо. Из-за этих условий, в Днепре ныряют лишь фанаты дайвинга,  и те кому по финансам не доступны другие места для погружений, а живут на Днепре. Из-за течения, зимой комп уходит ниже нуля по цельсию, да и физически это ощущается. Артефактов в Днепре наверное много, но из-за зарегулирования русла, всё заилилось. За исключением редких участков с сильным течением. Именно на таком участке, в районе о.Хортица, произошли все перечисленные в статьях находки. Кстати, Одесситы у нас ныряли. Организовывал им дайвинг Юрий Батаев http://diveinstructor.com.ua/stati/stati/hroniki-odnogo-reka.html
Если тема Днепра интересна, проконсультирую, естественно в пределах своих знаний. Алексей 

 


Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :

  DiveLights

  DiveLights